Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Всё, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Всё, что помогает решать жизненные задачи, всё, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.
С 20 октября по 27 октября в нашей школе проводилась Неделя читательской грамотности, целями которой являлись повышение качества образовательных результатов обучающихся, формируемых в ходе реализации ФГОС, развитие основ читательской грамотности и логического мышления, совершенствование навыков работы с информацией, формирование УУД, повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
В проведении Недели приняли участие все педагоги и учащиеся школы.
Во 2-7 классах были проведены Дни единого текста. «День единого текста» – это технология смыслового чтения, которая подразумевает работу с одним и тем же текстом на нескольких уроках разных учебных предметов в течение одного дня. Благодаря созданию единого образовательного пространства, использование этой технологии позволило эффективно формировать у обучающихся навыки читательской грамотности как необходимого условия развития всех видов функциональной грамотности (математической, естественнонаучной).
В этот день у школьников, включенных в образовательное событие «День единого текста», проходили уроки по русскому языку, математике, биологии, истории, географии, изобразительному искусству и труду (технологии). Главное условие «Дня единого текста» – работа на всех уроках на основе одного текста, но с позиции учебного предмета. Для этого каждый учитель разработал по тексту задания, создал дидактический материл к разработанному учебному занятию (презентация, дополнительные тексты, карты, рабочие листы, карты оценивания, схемы и т.п.).
На уроках ученики под руководством учителя выделяли основную и второстепенную информацию (определяли тему и главную мысль текста, составляли план текста, делали выводы на основе прочитанного текста, устанавливали последовательность событий, выявляли черты сходства и различия, сравнивали). Учащиеся истолковывали лексические значения слов и смысл фраз, используя содержание текста, ориентировались в содержании текста, отвечали на «тонкие и толстые вопросы», используя явно заданную информацию.
На уроках математики создавали модель задачной ситуации, отделяя главные элементы условия от второстепенных; решали задачи, используя данные из текста. Осуществляли поиск информации, используя ресурсы Интернета.
С целью определения уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения у школьников 5-7 классов в качестве завершающего этапа Дня единого текста на последнем уроке была проведена диагностическая работа, которую составили сами педагоги. Диагностика представляла собой работу, состоящую из 10-12 заданий: задание с выбором единственного верного ответа из четырёх предложенных; задание с кратким ответом; задания с развёрнутым ответом; задание на установление соответствия; задание с определением последовательности; верные и неверные суждения и др. Эту работу проверяли педагоги по критериям, определяли уровень сформированности читательских умений.
По результатам проведения недели по формированию читательской грамотности можно сделать следующие выводы:
1. Все классные руководители, учителя-предметники проявили активное участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках Недели.
2. Уровень профессиональной компетентности учителей достаточно высокий. Все открытые занятия и внеклассные мероприятия прошли на высоком методическом уровне, имели большой воспитательный потенциал и практическую направленность, получили положительные отзывы, как со стороны коллег, так и со стороны учащихся.
3. Проведенные мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с обучающимися. Педагоги активно создают условия для формирования у учеников читательской грамотности, коммуникативной компетенции, применяют в своей деятельности разнообразные формы работы. Различные приемы с текстами воспринимаются учениками положительно.
4. Обучающиеся 1-11 классов приняли активное участие в проведении мероприятий.
Но в ходе работы учителями были выявлены проблемы при работе с текстами.
- Непонимание текста является ключевой проблемой. Ученики часто не осознают значения отдельных слов и выражений, что мешает полноценному восприятию информации.
- Учащиеся допускают ошибки из-за невнимательного прочтения условий заданий и непонимания их сути. Наибольшие затруднения учащихся при работе с текстами вызывают задания, в которых необходимо не только выбрать какое-либо утверждение, но и объяснить свой выбор, привести примеры, доказывающие его. В научно-популярных текстах школьникам труднее всего выявлять информацию, заданную в явном виде, и формулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, имеющихся в тексте. Затруднения при выполнении заданий о связи графически выделенных элементов текста с заданным вопросом; задания на умение соотносить графическую и вербальную информацию.
- Страх перед большими текстами приводит к отказу от их прочтения.
- Узкий круг чтения из-за предпочтения гаджетов и развлечений.
- Отсутствие системы работы с текстами.
Все эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению, включая как педагогические методы, так и работу с родителями для создания правильной читательской среды.
Рекомендации педагогам:
• Каждому учителю изучить приемы и методы для развития читательской компетенции, применимые к своему предмету;
• На каждом уроке использовать работу с текстом;
• Использовать в своей работе слова для развития словарного запаса учащихся.
• Следить за тем, чтобы ученики давали только развёрнутые ответы на задаваемые вопросы.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии. Если мы систематически и целенаправленно будем использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то сформируем читательскую самостоятельность школьников.
Отчет по проведенной работе
- Статистика районной недели читательской грамотности
- Количество обучающихся в ОО- 453 человека
- Количество обучающихся, принявших участие в Неделе -399 человек
- Мероприятия, проведенные в школе в рамках Недели
|
День |
Мероприятия |
Класс/группа |
количество участников |
ответственный за проведение |
|
20.10.2025 года (понедельник) |
Открытие недели по формированию читательской грамотности (линейка по группе 1-4, 5-8, 9-11 классы. |
1-4 классы 5-8 классы 9-11 классы |
453 человека |
Заместитель директора по УВР, ВР Ботяновская И.В., Трухан Н.А. |
|
Викторина «В гостях у сказки» |
2а |
28 человек |
Тижанкина Д.А. |
|
|
Урок технологии «Лепим героев сказки из пластилина» |
2а,3а |
54 человека |
Тижанкина Д.А., Лукинова С.Н. |
|
|
День Единого текста, тема «Слон» (3б класс) -проведение 4 уроков: изобразительное искусство |
3б |
20 человек |
Маркова А.В. |
|
|
Путешествие в мир электронных книг «Знакомство с Литрес» регистрация обучающихся в ресурсе |
8-9 класс |
74 человека |
Учителя русского языка и литературы |
|
|
21.10.2025 года(вторник) |
День Единого текста, тема «Новый год» (5 класс) -проведение 5 уроков в параллели: история, - проведение диагностической работы; -оценивание работы |
5а,б |
54 человека |
Цирулькевич А.В., Ольшаникова Н.П., Гилько Н.А., Тижанкина Д.А., Шаманская М.П., Козакова О.Е..,Ахметгареева О.Р. |
|
1б |
23 человека |
Горбачева Е.А. |
||
|
Выпуск стенгазеты « Народная мудрость» |
2-4 классы (на переменах) |
139 человек |
Классные руководители 2-4 классов |
|
|
День Единого текста, тема «Ветер затейник» (4б класс) -проведение 4 уроков: русский язык, математика, изобразительное искусство |
4б |
20 человек |
Бабаева В.О. |
|
|
22.10.2025 года (среда) |
День Единого текста, тема «Река Енисей» (6 класс) -проведение 4 уроков в параллели: география, - проведение диагностической работы; -оценивание работы |
6 а,б |
40 человек |
Молосай И.В., Ольшаникова Н.П., Бокова Т.А.., Грищенко Т.В., Куликова О.В., Козакова О.Е |
|
Игра «Таинственные читатели» |
2б |
25 человек |
Агапова А.Н. |
|
|
1а |
23 человека |
Грищенко Т.В. |
||
|
День Единого текста тема «Слон» (3а класс) -проведение 4 уроков: русский язык, математика, литературное чтение, изобразительное искусство |
3а |
26 человек |
Лукинова С.Н. |
|
|
Урок биологии «Строение яйца и развитие зародыша птицы» |
8а,б |
52 человека |
Молчанова Н.В. |
|
|
23.10.2025 года (четверг) |
День Единого текста, тема «Ветер затейник»» (4а класс) -проведение 3 уроков: |
4а |
22 человека |
Павловец О.П. |
|
День Единого текста, тема «Ежик» (2а класс) -проведение 3 уроков: |
2а |
26 человек |
Тижанкина Д.А. |
|
|
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» |
1б |
23 человека |
Горбачева Е.А. |
|
|
Участие в конференции юных исследователей «Дети – наука - природа» |
2-4, 8,10,11 |
7 человек |
Молчанова Н.В., классные руководители 2-4 классов |
|
|
24.10.2025 года (пятница) |
1б |
23 человека |
Горбачева Е.А. |
|
|
Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» |
1а |
23 человека |
Грищенко Т.В. |
|
|
Квест « Добрый мир любимых книг» |
3-4 классы |
48 человек |
Маркова А.В., Лукинова С.Н., Павловец О.П., Бабаева В.О. |
|
|
День Единого текста, тема «Пчелы» (7 класс) -проведение 4 уроков в параллели: - проведение диагностической работы; -оценивание работы |
7а,б |
46 человек |
Бабаева В.О., Цирулькевич А.В., Куликова О.В., Козакова О.Е., Молчанова Н.В., Бокова Т.А., Гилько Н.А. |
|
|
Конкурс «Мисс Осень» (Литературные героини) |
8-11 класс |
170 человек |
Заместитель директора по ВР Трухан Н.А. |
|
|
27.10.2025 года (понедельник) |
Школьный конкурс иллюстраций к стихотворным произведениям «Сокровища русской классики», приуроченный к Международному дню школьных библиотек. |
2-11 класс |
399 человек |
Классные руководители 2-11 классов |